Информатизация сферы образования в Пошехонском МО

Мякина Нина Павловна,
начальник управления образования администрации Пошехонского МО

Информатизация сферы образования является важным направлением, которому Государство уделяет сегодня большое внимание. Развитие этого направления невозможно без оснащения образовательных учреждений техническими средствами информатизации и базовым программным обеспечением. Три года назад в районе фактически не было школ, оснащенных современной компьютерной техникой. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась – на 1 компьютер у нас приходится в среднем 24 школьника, тогда как средний показатель по России – около 100 учащихся на 1 ПК.

Эти изменения стали возможны благодаря действующей в России президентской программе информатизации школ на 2001-2005 годы, поддержке этих процессов на региональном и муниципальном уровнях.

На первом этапе реализации программы – по проекту «Компьютеризация сельской школы» в образовательные учреждения округа был поставлен 31 современный компьютер с медиатекой, на втором этапе – «Компьютеризация городской и поселковой школы» - еще два. Таким образом, в школы было поставлено 33 современных компьютера, в том числе технику получили все средние школы, и три из семи основных. Помимо техники, поступившей по проекту, школы активно привлекали спонсорские средства, другие источники, и на 1 января 2003 года общее количество компьютеров в школах района достигло 55, а за последний год эта цифра увеличилась, и сегодня составляет – 82 ПК.

Три учреждения дополнительного образования также располагают компьютерной техникой (5), а открывшийся в этом учебном году центр внешкольной работы одно из ведущих направлений своей деятельности связывает с компьютерами и интернет-технологиями.

На сегодняшний день оснащены современной техникой все средние школы, все основные школы имеют не менее одного компьютера, также приобрели компьютеры и 4 начальные школы.

На третьем этапе реализации программы компьютеризации в 2004 году планируется продолжить поставки техники:

-   поставить по комплекту компьютерного оборудования (рабочее место + принтер) в 11 школьных библиотек;

-   в 7 школах оборудовать предметные медиа-кабинеты (рабочее место учителя + принтер + проектор + источник бесперебойного питания);

-   в 11 школах доукомплектовать компьютерные классы (рабочее место учителя + 3 рабочих места ученика).

8 школ округа (7 средних и 1 основная) подключено к сети Интернет через сервер районной администрации, кроме того, 2 из этих школ имеют дополнительное подключение через Яртелеком. Конечно, это открывает для школ большие возможности – доступ к информационным ресурсам, общение, участие в телеком­муни­кационных проектах. Но, к сожалению, плохое качество телефонных линий не позволяет осуществить подключение некоторых школ к Интернет, не все из уже подключенных могут стабильно работать в сети. Поэтому выходом здесь на сегодняшний день является асинхронный Интернет, по данному проекту в школах района устанавливается 12 спутниковых антенн.

Таким образом, анализируя техническую составляющую процесса информатизации, можно сказать, что в округе создана определенная база для развития этих процессов. Но мало создать техническую базу, необходимо обеспечить её эффективное использование в образовательном процессе. С этих позиций процесс информатизации школы принято делить на этапы, причем предлагаются различные варианты деления. На наш взгляд наиболее соответствует процессам информатизации, происходящим в Пошехонском МО такой вариант:

              I.      Внедрение в учебный план предмета «информатика».

           II.      Внедрение электронных демонстрационных пособий в традиционный классно-урочный образовательный процесс.

         III.      Внедрение ИКТ обучения во все виды образовательной деятельности.

        IV.      Трансформация школы в состояние с качественно-новыми системными свойствами, обеспечивающими её переход к деятельности на принципах открытого образования.

Если говорить о I этапе, как предмет, информатика пришла в школы района ещё в начале 90-х годов XX века, но на сегодняшний день этот предмет выступает в новом качестве. Информатика – школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообучения, реализации знаний. Обучение информатике становится платформой для процессов информатизации обучения, т.е. активного использования средств ИКТ на предметах осмысленно, грамотно и главное – самостоятельно.

В соответствии с Базисным учебным планом изучение курса информатики предусмотрено в старших классах общеобразовательных школ – т.е в 10 - 11 классах. Естественно, это не достаточно способствует процессам информатизации. Поэтому в школах района преподавание информатики ведется не только в старших классах, но и в среднем звене за счет часов вариативной части, через изучение базового курса информатики в 7-9 классах, а также через изучение пропедевтического курса в 1‑6 классах.

4 школы из 17 организуют обучение информатики с 5-го класса («Азы информатики» – А.А. Дуванов, «Инфор­ма­ционная культура» – Первин Ю.А., с использованием сетевого диска «Роботландия»);

11 школ из 17 изучают базовый курс информатики в среднем звене (примерная программа, программа Семакина И.Г);

2 школы изучают безмашинный вариант пропедевтического курса информатики в начальной школе по УМК А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах».

Сегодня в районе ведется работа по формированию единой концепции преподавания информатики, хотя здесь и есть ряд проблем. Одна из них – отсутствие у большинства учителей, преподающих информатику соответствующей специализации – но эта проблема не только нашего округа, но и большинства сельских территорий. Но есть и определенные успехи. Уже второй год в районе проводится муниципальная олимпиада по информатике с целью развития интереса у детей к этому предмету. Текст олимпиады разрабатывается оргкомитетом.

В настоящее время и учитель-предметник также должен быть готов к сотрудничеству с информационными технологиями в своем предмете, направляя предметную деятельность учащихся в информационной предметной сфере. Но и здесь есть ряд проблем. Одна из них - неподготовленность кадров. Для решения этой проблемы в округе учителя проходят курсы в ИРО, организовано обучение учителей на базе района по программе ИРО ИКТ-1 «Основы работы с персональным компьютером», учителя обучаются в школах зам. директора по ИКТ. На сегодняшний день можно сказать, что в той или иной мере владеет информационными технологиями 33,5 % учителей.

Но, естественно, на начальном этапе, когда предметник только начинает использовать ПК в своей работе, необходимо его методическое сопровождение. На уровне района - это введение должности методиста по информационным технологиям в структуре методической службы, который и ведёт обучение учителей по программе ИРО с выдачей документа о прохождении повышения квалификации, организует работу РМО учителей информатики, семинаров. На заседаниях РМО учителей информатики изучено поступившее предметное программное обеспечение, рассматриваются вопросы применения ИКТ в учебном процессе.

Для методического сопровождения учителя – предметника на местах в трех школах введена частично ставка заместителя по информационным технологиям, к обязанностям которого относятся:

·        Планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;

·        Организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;

·        Оказание методической помощи учителям в создании электронных программно-методических материалов;

·        Планирование и организация использования компьютерной техники в управлении, бухгалтерии и делопроизводстве;

·        Организация работы кружков, факультативов, кружков, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов и т.д.;

·        Планирование закупки нового оборудования и программно-методических комплексов.

На сегодняшний день наиболее активно предметники используют компьютер там, где активную позицию занимает учитель информатики, где работает зам. директора по информатизации. Это, прежде всего, средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пошехонье, Ермаковская сош, Колодинская сош, Покров-Рогульская сош, Гаютинская сош.

Как правило, применение ИКТ учителем – предметником в школах округа заключается в использовании на уроке и самостоятельной деятельности учащихся поступивших в школы на первом этапе компьютеризации, а также приобретаемых самостоятельно мультимедийных электронных пособий.

Кроме того, компьютер используется для тестирования и контроля учащихся, оформления рефератов. Некоторые школы осваивают методику использования компьютерных презентаций на уроке. Средняя школа № 2 выходит на участие в телекоммуникационных олимпиадах, Гаютинская средняя школа осваивает методику проектной деятельности с использованием ИКТ. В общей сложности 33  % учителей используют ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Для автоматизации административной деятельности в этом учебном году также стал активнее использоваться компьютер. Хотя наши школы, за исключением средней школы № 2, не пришли к приобретению специальных программных продуктов для делопроизводства и управления, над этим вопросом нам еще предстоит работать. Первый шаг уже сделан – методистами ИРО проведен семинар «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением». Большинство наших школ пока используют стандартные приложения – электронные таблицы, базы данных и т.д. – для делопроизводства, контроля, мониторинга.